Лучшее образование — это то, в котором ученики способны обучать учителей
Олдвайн
Педагог не тот, кто учит, педагог тот, кто чувствует, как ученик учится
В. Ф. Шаталов
Лицей – открытая школа для сотрудничества с обществом
Дальнейшее развитие лицейского образования мы видим в тесном сотрудничестве с организациями и предприятиями города и региона. Грамотно выстроенные отношения между лицеем и социальным окружением, действительно, позволяют нам организовывать комфортное пространство для развития обучающихся, способствуют их возможностям реализовывать собственные творческие, проектировочные, научно-исследовательские идеи, используя необходимую ему познавательную, художественно-творческую, общественную, спортивную деятельность. Сложившиеся партнерские отношения с обществом решают проблему личностного самоопределения ученика.
Позиционирование в основной образовательной программе образа выпускника лицея, как высокообразованную, нравственно-уравновешенную личность, способную к творчеству, исследованию, познанию; личность, способную к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях, отличающуюся гуманистическим видением окружающего мира, лицей стремится сформировать систему социального партнерства.
В текущем учебном году мы начали формирование информационного банка наших социальных партнеров. Партнерские отношения лицей выстраивает на основе договоров или соглашений о сотрудничестве, на основе которых разрабатывается план совместных мероприятий.
Социальное партнерство позволяет организовать различные формы деятельности обучающихся не только в стенах лицея, но и за его пределами, используя ресурсы, предоставляемые социальными партнерами. Это позволяет осуществить переход от преимущественно классно-урочной организации образовательной деятельности к пространственной, с предоставлением лицеистам возможности осуществлять исследовательскую, проектировочную, социальную деятельность не только на уроках. Таким пространством становится “Дубненская городская Библиотека семейного чтения”, университет «Дубна», Центр дополнительного образования для детей «Дружба», художественная, музыкальная, спортивная школа. Социальное партнерство позволяет расширить систему дополнительного образования в лицее с учетом личностных, профессиональных интересов лицеистов и запроса их родителей.
Так, при взаимодействии с университетом «Дубна» реализуется механизм непрерывности образования (лицей — вуз). Партнерские отношения между лицеем и семьей способствуют гармоничному развитию ребенка как личности. В результате тесного сотрудничества с образовательными организациями достигается доступность качественного образования. Взаимодействие с Советом ветеранов воспитывает у ребят патриотические чувства.
Совместная деятельность различных организаций дает положительный результат для всех участников партнерских отношений:
- Лицей получает образованных, творческих учащихся с четкой жизненной позицией.
- Родителимогут активно влиять на учебно-воспитательный процесс, осуществлять управление качеством образования.
- Университет «Дубна» получит со временем мотивированных студентов.
- Организации и предприятия получат творческих и компетентных личностей, способных к профессиональному саморазвитию, самореализации.
- Общественные организации могут быть уверены, что не будет прервана связь поколений и будет передан социальный и исторический опыт.
- Государство получит общественно активных людей, способных определять и строить политику и экономику; граждан, способных проявлять гражданскую позицию.
Все факты утверждают, что социальное партнерство взаимовыгодно, а значит лицей будет расширять свои контакты!
Взаимодействие с родителями – одно из актуальных и сложных направлений в работе всего лицея в целом и каждого педагога в частности. Родители очень разные, со своими проблемами и трудностями, к каждому нужно найти свой подход, поэтому готового и единственно правильного рецепта: как взаимодействовать с родителями не существует. Многое зависит от интуиции, такта и мастерства учителя.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в одном случае: если они станут союзниками! Чтобы это случилось, зависит именно от педагога. Если учитель, классный руководитель будет доброжелательным, неравнодушным к успехам и поражениям ребенка, он сможет установить партнерские отношения с родителями, создать атмосферу взаимопонимания и общности интересов. В подавляющем большинстве случаев педагогическому коллективу удается достичь дружеских и уважительных отношений с родителями.
Наши родители участвуют в управлении лицеем совместно с администрацией через Совет по развитию лицея — орган ГОУ и органы самоуправления – родительские комитеты. Родители являются желанными и активными участниками семинаров и конференций, организуемых лицеем, принимают участие как в праздничных торжественных мероприятиях: День лицея, Масленица, Новый год, 8Марта и т.д., так и в классных традиционных мероприятиях: тематический классный час, профессионально ориентационная работа, проведение экскурсий и др.
Как правило, родители начальных классов – помощники классного руководителя в воспитательной работе. Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь. Родители старших классов — потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать (мы не хотим здесь говорить о таких родителях, которые отрицательно относятся к лицею, к учителям, проявляя это реже – открыто, чаще – скрыто, хотя и к ним нужно находить конструктивный подход). Чтобы родители старшеклассников стали помощниками учителю в воспитании, в лицее организован родительский лекторий, организуемый кафедрой воспитания, психологии и социологии.
Наши родители активно участвуют в рейдах по организации питания в лицее, по соблюдению лицеем норм СанПин. В День открытых дверей родители посещают уроки учителей и внеклассные мероприятия классных руководителей, активно участвуют в анкетировании на отношение к деятельности лицея, что представлено на диаграмме: средний балл практически по всем показателям в 2018-2019 повысился, следовательно, удовлетворенность родителей образовательным процессом в лицее увеличивается.
Выводы: успех нашего сотрудничества с родителями носит конструктивный характер и обеспечивается благодаря: педагогическому такту и доброжелательности; высоким уровнем культуры родителей; созданием в лицее комфортных условий для сотрудничества и развития творческих и интеллектуальных способностей взрослых и детей.