Неделя функциональной грамотности в лицее
В период с 06 декабря 2021г. по 10 декабря 2021г. в Лицее пройдет Неделя функциональной грамотности по следующему графику:

Уроки читательской грамотности «Будем грамотными» 06.12.2021
Уроки математической грамотности «Математика вокруг нас» 07.12.2021
Уроки естественно-научной грамотности «Наука, техника, природа» 08.12.2021
Уроки информационной грамотности «Цифровой мир» 09.12.2021

Тема урока | ФИО учителя | класс | Прием (краткое описание данного приема: с какой целью применяется, на каком этапе урока и тп) |
Тема: «Загадочное исчезновение на Рапануи» | Селиванова Л.Л. | 8 л | Приемы: 1. Работа с множественными текстами 2. Групповая работа. Факт или мнение? Причины и следствия. Групповая работа ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия: -умение связывать разрозненные факты в единую картину; -умение систематизировать уже имеющуюся информацию; -умение слушать и слышать друг друга. 3. Мозговой штурм позволяет активизировать школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. 4. Защита мнения, выдвинутого во время мозгового штурма |
Глагол — часть речи. | Говорова Е.М. | 4А | Прием рюкзак. Описание:приём рефлексии, используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть: зафиксировать свои продвижения в учебе по определенной теме, а также возможно, в отношениях с другими. Рюкзак знаний перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует свой успех. но и приводит конкретные примеры. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать: «Пропускаю ход» |
Письменное деление многозначного числа | Гурьянова О.В. | 4 «Б» | Приём «Кластер», анализ, синтез, проблемная ситуация,решение нестандартных задач; решение задач, которые требуют приближенных методов вычисления, комбинаторных задач |
Площадь. Повторение и закрепление. | Волгина Юлия Валерьевна | 3В ( 17 кб.) | Проблемное задание «Математика и ремонт» Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. Применяется с целью формирования умения решать практические задачи на вычисление площади |
Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» | Краснова И. В. | 5ЛБ | Синквейн. Пятистишие, позволяющее обобщить полученные на уроке знания. На первой строке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему сиквейна. Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой. Пятая строка включает слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме. Буду применять на этапе рефлексии |
Анализ одного из стихотворений А С. Пушкина | Краснова И. В. | 8 Л | Прием «Ромб ассоциаций» (Технология развития критического мышления). Приём актуализации субъективного опыта. Применяется при анализе стихотворения, текста, эпизода на основе ассоциаций. Посередине страницы чертится ромб, внутри которого записывается тема текста или эпизода. Слева – фразы, слова, словосочетания из текста, справа – чувства, образы, ассоциации, возникшие при чтении этих слов и пропущенные через призму темы. Буду применять на этапе анализа лексического (идейно-образного) уровня анализа стихотворения. |
Тема: «Народ-созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» | Любимова Е.В. | 6 ла | При изучении стихотворения Некрасова Н.А. «Железная дорога» на стадии рефлексии использование синквейна как приёма технологии, развивающего критическое мышление,с целью осмысления и понимания изученного материала, развития образного мышления, творческих способностей обучающихся, умения лаконично и ёмко выражать собственные .мысли. |
Решение задач на применение признаков равенства треугольников | Тарасова Л.В. | 7л | Прием: «Лови ошибку» Прием универсален. Предоставляет поле для практического применения полученных знаний. Чтобы заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, педагог намеренно допускает ошибку (одну или несколько). Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант. Применяется с целью привести в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся. |
Решение задач в формате ЕГЭ | Ершова Р.Н. | 11 ИМ | Лови ошибку Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует: Умение анализировать информацию; Умение применять знания в нестандартной ситуации; Умение критически оценивать полученную информацию. Применяется на этапе повторения. |
Повторение и закрепление | Владимирова М.Ю. | 3″Б» | Приём “Верные-неверные утверждения”. Описание: утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус». |
Умножение и его свойства | Шаврина М.Ф. | 5лб | Использование свойств арифметических действий для выполнения устных вычислений, необходимых в практической деятельности и повседневной жизни; • решение текстовых задач в 1-2 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.) |
Основные продукты питания | Попова И.А. | 4б | Игра «В ресторане» Цель: Закрепить изученную лексику по теме «Еда» Применяется на этапе обобщения пройденной темы. Игра-диалог. Дети делятся на несколько групп (гости ресторана) и 3 официанта, которые должны обслужить столики, используя лексику изучаемой темы. На столах у гостей лежат меню. |
Роль буквы к в словообразовании-лит.чтение | Завьялова Е.М | 1 В | Прием «живые буквы» Учитель дает группе слово, по сигналу учителя, дети берут буквы и выстраиваются в нужном порядке. Делят его на слоги, называют ударный слог, можно сделать звуковой анализ слова. |
Математика вокруг нас | Калинина Н.Н. | 3 А | Лови ошибку Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует: Умение анализировать информацию; Умение применять знания в нестандартной ситуации; Умение критически оценивать полученную информацию. Применяется на этапе повторения. Верные — неверные утверждения Описание: утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус». Применяется на этапе закрепления нового материала. |
Обобщение по теме «Кровеносная система» | Туманян Я.Р. | 8л | Приём “Верные-неверные утверждения”. Описание: утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус». На более высоком уровне изучения материала ученик должен не только не согласиться с утверждением, но дать правильный вариант. Данный приём готовит учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по биологии. Приём может использоваться вначале урока на этапе мотивации. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии можно вернуться к этому приёму , чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. |
Знаменитые люди | Александрова Елена Евгеньевна. | 5б | Прием: «Инсерт». Технология развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Цель: приобретение навыка умения анализировать информацию. Этап: применение изученного материала на практике. Прием: «Инсерт». Технология развития критического мышления. Название приема представляет собой аббревиатуру: I — interactive (интерактивная), N — noting (познавательная), S — system for (система), E — effective (для эффективного), R — reading (чтения), T — thinking (и размышления). Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. На уроке по теме «Знаменитые люди» детям предлагается просмотреть небольшой фрагмент видео о сестре милосердия Флоренс Найтингейл и прочитать краткий текст по этой же теме. В тексте есть информация по теме, которой нет в фильме. Сначала учащиеся читают текст, делая пометки в таблице. После прочтения им предлагается просмотреть сюжет. Затем проанализировать информацию и добавить в таблицу сведения, отметив знаком “V” в каком источнике содержится информация. После этого этапа дети повторно читают текст, при этом утверждения в колонках могут переходить из одной колонки в другую. Этот этап является этапом осмысления. На следующем этапе рефлексии таблица обсуждается по «колонкам». Прием «инсерт» можно эффективно использовать при работе с любой информацией на любом этапе урока, так как он требует от ученика внимательного чтения, вспомнить то, что известно, вычленить новое и проанализировать и обсудить это новое. |
Мир природы в поэзии Ф. Тютчева | Краснова И. В. | 10 Л | Приём “Облака мыслей”. Описание: приём интерактивного обучения. Автор Ш. А. Амонашвили. Приём сродни технике «лавинного опроса», описанной М.В. Клариным. Учащиеся приводят первые пришедшие в голову признаки, не останавливаясь на них подробно. После того, как основные характеристики перечислены, они записываются на доске или листе бумаги и систематизируются в соответствии с заданными показателями. Буду использовать на протяжении всего урока, чтобы на примере анализа 3-х стихотворений ответить на вопрос: «В чем своеобразие звучания темы природы в лирике Ф. Тютчева?» |
Подготовка к сочинению по «Песне про купца Калашникова» | Краснова И. В. | 7 Л | Прием «Фишбоун» (Технология развития критического мышления). Описание: голова — вопрос темы, верхние косточки — основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Буду использовать на всех этапах урока, чтобы показать последовательное раскрытие темы сочинения. |
Освоение космоса | Ю.А.Горбунова | 2а | Приём “да, нет”.Описание: универсальный приём технологии триз: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия: Умение связывать разрозненные факты в единую картину; Умение систематизировать уже имеющуюся информацию; Умение слушать и слышать друг друга. Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: «да», «нет», «и да и нет». Пример. На уроке по теме “планета земля” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать учителю вопросы: Это планета земной группы? — нет; Это планета – гигант? – да; Эта планета имеет гигантские кольца? – нет; Это самая большая планета? – да. Ребята делают вывод, что это планета юпитер. |
Решение задачи «Экономическая грамотность» | Семашко Н.С. | 9 л | роблемное задание «Экономическая грамотность». Творческое применение знаний о кэшбеке банковских карточек. Применяется с целью формирования умения решать практические задачи. |
Проведение камплекса упражнений. | Рыбаков С.А. | 3А | Проведение разминки в начале урока. Разминка проводится самими обучающимися. Цели: Подготовка организма к основной части. Уметь самостоятельно проводить разминку. Знать какое упражнения для какой части тела. Знать какие группы мышц нужно подготовить.(зная основную тему урока) |
Животные- обитатели полей. | Солнышкова Е.Н. | 4 В | Прием:«Древо мудрости»: сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки. |
Сортировка данных в Ехсеl | Голяков Н.А. | 10Л | Прием: «Отсроченная отгадка» Активизация мыслительной деятельности. Применяется, для повторения и укрепления предыдущей с новой темой. Используется во второй половине урока. |
Парные (по звонкости –глухости) согласные звуки [г] – [к], [г’], [к’]. | Бовкунова Н.В. | 1 а | Прием «живые буквы» Учитель раздает карточки: двое учеников получают синюю и зеленую карточки (они «хозяева» домиков), другие дети («буквы») получают карточки с буквами – а, я, о, ё, у, ю. по сигналу учителя, дети берут буквы и выстраиваются в нужном порядке. Прием способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников, позволяют учителю повысить мотивацию учащихся, создать обстановку творческого поиска, активизации мыслительной деятельности. |
Гимнастика для мозга | Маркова Т.В. | 6л | Гибкость ума (когнитивная гибкость) входит в список Топ-10 самых необходимых компетенций, это способность ума быстро переключаться с одной мысли на другую, а также обдумывать несколько вещей одновременно. Зарядка для мозга — нейробика позволяет развивать умственные способности: улучшить усидчивость, внимание, активировать мыслительную деятельность. Она же позволит улучшить настроение и сделать жизнь ярче. При выполнении простых упражнений клетки головного мозга активируются, важно только выполнять их систематически. |
Древняя Индия | Р.В. Франк | 5 ла | Развитие функциональной грамотности науроках истории в 5 классе через следующие виды деятельности: 1) работа с иллюстративным материалом: ученики должны соотнести изображение памятников культуры со страной, где эти памятники созданы 2)проверка знаний исторической терминологии 3) работа с текстом — формирование умения излагать ипсторический материал в виде последоватнльного текста 4) проверка умений работать с исторической картой 5) выполнениезадания на умение формулировать положения, содержащие приччинно-следстственные связи. В задании требуется объяснить, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей страны |
Письменное деление многозначного числа | Гурьянова О.В. | 4 «Б» | Приём «Кластер», анализ, синтез, проблемная ситуация,решение нестандартных задач; решение задач, которые требуют приближенных методов вычисления, комбинаторных задач |
Заглавная буква К | Савельева Е.А. | 1 Б | «Откуда слово к нам пришло?» Цель: отработка правописания слов с непроверяемыми орфограммами путем обращения к их этимологии. Задание: с помощью этимологического словаря найдите все слова на определённую букву, заимствованные из французского, немецкого, турецкого и русского языков. |
Кто это? (как рассказать о внешности и характере) | Третьякова И.В. | 5 лб | Приём «Копилка» Прием используется после повторения лексики по теме «Внешность и характер» и разминки, направленной на закрепление знакомых грамматических структур. Учащиеся выбирают персонажей, о которых будут составлять рассказ. Каждый должен сказать 1 предложение о его внешности или характере, не повторяя уже сказанное. Допущенные ошибки исправляются одноклассниками. А одному ученику предлагается обобщить сказанное. Цель применения приема: закрепление лексического и грамматического материала, развитие внимания, памяти и навыков устной речи. Это подготовка к следующему этапу урока: диалогу-расспросу. |
Д/чтение по главе 6 «Bad Tuesday» по книге Мэри Поппинс | Прахова Л.Ю. | 6Л | «Восстанови рассказ» или приём «мозаика». Количество участников: 8-12 человек (группа). Unlike basic literacy, which focuses majorly on acquiring skills, functional literacy deals with how people actually use such skills. Цель: формирование и развитие коммуникативной компетентности через применение полученных знаний на уроке; Задачи использования приёма: контроль и коррекция материала/содержания главы по домашнему чтению «Плохой вторник». Продолжительность проведения: 20 мин Технология проведения: ученикам предлагаются фрагменты текста в разрозненном виде. Их нужно расположить в верном порядке, чтобы получился рассказ по прочитанной дома главе. Презентовать классу в виде чтения по ролям и цепочкой. |
Изучение нового материала. Текст «Сороки» | Литвинова Н.М. | 2Б | Прием «Мозаика». «Реконструкция текста». Эффективен при изучении, например, тем: «Предложение» “Текст”, “Тема текста” Ученикам предлагается составить из слов предложение, восстановить деформированный текст (расставить предложения в нужной последовательности) Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности Цель: создать условия для того чтобы учащиеся начальных классов овладели необходимыми умениями для полноценной читательской деятельности при работе с любым видом текста : 1. Умением находить и извлекать информацию из текста; 2. Умением собирать части текста в логически построенный рассказ; 3. Умением осмыслить и оценить содержание текста; 4. Умением ориентироваться в различных источниках информации. Формировать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке. Но базовым предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, внеурочного занятия по читательской грамотности. |
Пушкин «Капитанская дочка» | Шиншинова Л.Б. | 8ЛА | Прием «Вершина».Приём актуализации субъективного опыта. На доске или у каждого в тетради нарисована скала с извилистой горной дорогой, ведущей от глубокой пропасти («плохой человек») к вершине («идеальный человек»). Точкой нужно отметить то место горы, на которой находится герой рассматриваемого произведения. Можно расположить на скале целую систему персонажей романа. |
«Великий перелом. Индустриализация» | Агафонова С.Л. | 10 л | «Развитие читательской грамотности школьников на уроке истории в 10 классе» Тема: «Великий перелом. Индустриализация» Учебная проблема: «Пути дальнейшего экономического развития СССР. Разработка, принятие и результаты планов первой пятилетки». Разные точки зрения: 1). Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, М.П. Томский. Экономические методы преобразований. Использование рыночных и товарно-денежных отношений. 2). И. В. Сталин и его сторонники. Ускоренное развитие промышленности и сельского хозяйства за счет внутренних резервов. — Анализ документов по теме. (Решение XIV съезда ВКП(б) 1925 г. Частные мнения современников событий. Мнения историков…) — Оцениваем источники информации. Определяем их авторов. — Сворачиваем тексты до идей. — Учимся определять проблемы. — Поле неопределенности: были ли другие варианты развития страны и практических действий у руководства? — События и факты: ход и особенности советской индустриализации. — Используем логику. Применяем математику для анализа плана пятилетки и его выполнения. — Строим объяснения и формулируем тезисы. Делаем выводы. — Ценностные отношения учащихся к изучаемой теме отечественной истории. |